Интервью Новости История сайтов На главную Добавить в избранное Сделать стартовой
Контакты Разное
Каталог. Интервью с владельцами сайтов.
16.03.2009

litkarta.ru: портал о современной русской литературе

(просмотров: 17552)
Новости litkarta.ru


Беседа с главным редактором сайта "Новая литературная карта России" Дмитрием Кузьминым состоялась 15 марта 2009 года.

Когда и при каких обстоятельствах появился проект litkarta.ru?

Дело в том, что вот уже больше 11 лет я веду ряд литературных проектов в Сети и "на бумаге", пытаясь их как-то совмещать. Скажем, мой первый сайт, "ВАВИЛОН: Современная русская литература" (vavilon.ru), помимо всего прочего был местом размещения в интернете одноименного альманаха молодых писателей и других книжек, выпускавшихся моим издательством "АРГО-РИСК".

В 2006 году был начат наиболее важный из моих нынешних "бумажных" проектов – ежеквартальный поэтический журнал "Воздух", и встал, естественно, вопрос о его сетевой версии. Традиционно сетевые версии основных литературных журналов в рунете размещаются в составе проекта Журнальный зал (нынешний адрес magazines.russ.ru). Я подал туда формальную заявку и после нескольких месяцев, в течение которых, как я понимаю, между разными представителями этого ресурса шла закулисная борьба, получил оттуда отказ, ничем не мотивированный, но вызванный, насколько я могу судить, посторонними по отношению к литературе причинами.

Повесить "Воздух" на мой прежний сайт "Вавилон" было можно, но этот сайт, при всей моей любви к нему, сделан в plain html по стандартам прошлого века. А если уж затевать новый сайт, подумалось мне, то так, чтобы он действительно стал событием. Дальше последовали консультации с коллегами – литераторами, не чуждыми интернета, и деятелями интернета, не чуждыми литературы, – и в итоге сетевая версия журнала "Воздух" оказалась довольно маленькой и незначительной частью сложившегося нового проекта.

В каком состоянии на момент появления litkarta.ru находился литературный рунет? Чувствовали ли вы, что рунет нуждается в таком проекте?

Проблема литературного рунета, как, собственно, и проблема сегодняшней русской литературы вообще, состоит не в том, что мало хороших текстов. И не в том, что они не выложены в Сеть (выложено в Сеть практически что угодно). Проблема – в недостатке информации, по возможности четко структурированной и обладающей определенными рекомендательными свойствами. По сути дела, человеку, не знающему заранее с большой точностью, что именно он хочет найти, невозможно было выяснить, что за поэты, прозаики, критики сегодня находятся в центре внимания специалистов, что пишут эксперты об интересующем его авторе, каково положение дел в литературе данного региона, и т. д., и т.п.

Уже упоминавшийся Журнальный зал не выполняет эту задачу: формально там заводится страница на каждого автора, но содержательной информации на ней нет (в лучшем случае – сильно устаревшая биографическая справка), внешние ссылки отсутствуют принципиально. Информационный голод и недостаток ответственных рекомендаций призваны утолить Википедия и Имхонет, но и там, и там есть фундаментальная проблема: как отделить голос специалистов от "белого шума", создаваемого множеством добронамеренных, но совершенно некомпетентных пользователей? Это проблема не только для читателей, но и для авторов-дебютантов, которых – при отсутствии более разумной альтернативы – естественным путем заносит на сайты со свободной публикацией, выполняющие важную психотерапевтическую роль, но по своей природе и своим задачам совершенно противоречащие нуждам самой литературы в осторожном и тщательном поименном отборе новых талантов и присоединении их к сообществу профессионалов.

И хотелось придумать какую-то конструкцию целого, которая позволяла бы дать нужный инструмент в руки и специалистам, и молодым авторам, и заинтересованным читателям.

Характерно, что первой крупной институцией, с которой мы стали сотрудничать в работе над сайтом, стала Независимая литературная премия "Дебют", а ее ответственный секретарь, поэт Виталий Пуханов, согласился принять общее руководство проектом.

Можете ли вы определить основные жизненные этапы litkarta.ru за прошедшее время? В чем заключаются ключевые отличия litkarta.ru времен запуска проекта и нынешнего варианта?

Несмотря на то, что сайт работает уже больше полутора лет (мы открылись к сентябрю 2007 года и провели презентацию на Московской международной книжной выставке-ярмарке), я думаю, что мы еще находимся на начальной стадии развития.

Ведь проект рассчитан на долгую последовательную работу по наращиванию информационной плоти на созданный в самом начале "скелет".

Так что отличия пока сугубо количественные. Мы открывались с примерно 900 авторскими страницами – это была основа; сейчас их 1258. В разделе "Досье", где собираются материалы литературной критики об имеющихся в картотеке авторов, при открытии сайта было около 400 позиций – сейчас их число приближается к 2000. И так далее.

Ну, и следует отметить, что один из главных разделов сайта – Виртуальную литературную студию – мы запустили позже, весной 2008-го, но и тут, я бы сказал, все еще впереди.

Есть ли какой-то зарубежный литературный сайт, чьи концепция развития, деятельность, масштаб вам импонирует?

Да. Мне кажется замечательным сайт Американской ассоциации поэтов poets.org – и, в идеале, хотелось бы добиться этого же уровня информационной насыщенности и разносторонности.

Каким образом в настоящее время вы позиционируете litkarta.ru? Какие задачи стоят перед litkarta.ru?

Мы полагаем, что "Новая литературная карта России" – наиболее важный информационно-рекомендательный ресурс в области новейшей русской литературы. В этом определении заложено внутреннее противоречие, потому что информировать можно (и, в каком-то смысле, должно) обо всем, что есть, а рекомендовать, естественно, хочется только лучшее. Нам кажется, что тот баланс между этими двумя задачами, который мы выстраиваем, задуман правильно: мы отсекаем чисто коммерческую литературу – сочинения-однодневки из рыночного ширпотреба и их сочинителей, – и бюрократическую литературу доживших до наших дней советских писателей, но при этом включаем авторов очень разной художественной и идеологической направленности: традиционалистов, авангардистов, постмодернистов и т. д. – лишь бы за каждым из них стояла какая-то авторитетная институция профессионального сообщества: важное издательство, известный журнал, значимая литературная премия...

Важное и отличительное свойство Литкарты – ее интерес к русской литературной регионалистике: авторы разбиты по регионам, где они живут и работают. Это существенно, потому что часто забывают о том, что русская культура создается не только в Москве и Петербурге. Но это и сложность, потому что из Москвы далеко не всегда удается разобраться, что происходит с литературой в том или ином регионе. Мы ищем для каждого региона куратора – местного автора, который, с одной стороны, хорошо владеет ситуацией, а с другой – завоевал достаточно авторитета в глазах профессионального сообщества в масштабах всей страны, чтобы его оценкам и рекомендациям можно было доверять. Таких людей удается найти не везде.

Каким образом в рунете менялся интерес к литературе за годы работы litkarta.ru? Интересует ли ваша тематика (литература) рунетчиков?

У меня нет ощущения, что тут есть или были какие-то скачкообразные изменения. Существует, мне кажется, плавный рост востребованности ресурсов, посвященных серьезной литературе, по мере того, как люди, в принципе в ней заинтересованные, выходят в онлайн и понимают, что им тут есть чем попользоваться. В частности, наши 40-45 тысяч посещений в месяц – это вполне достаточное свидетельство того, что современная литература в лучших своих проявлениях кое-кого в рунете интересует.

Сколько человек работают над поддержкой и развитием litkarta.ru?

Как я уже сказал, общее идейное руководство сайтом осуществляет Виталий Пуханов, а непосредственно проектом управляют два человека: я отвечаю за контент, а Дмитрий Беляков (известный также своей работой на gif.ru и openspace.ru) – за технические аспекты.

Поскольку даже чисто техническая работа над таким сайтом требует содержательного понимания современной литературы – выпускающими редакторами у нас работают молодые, но уже вполне признанные поэты Анастасия Афанасьева (Харьков) и Валерий Леденев (Москва), а молодой поэт Георгий Манаев ведет Медиатеку – раздел, где размещаются аудио- и видеозаписи писателей.

Важнейшая позиция – позиция регионального куратора (их на сегодняшний день полтора десятка – гораздо меньше, чем нужно), но это работа волонтерская, поэтому активность кураторов сильно различается; особо нужно отметить Дарью Суховей, отвечающую за Петербург. Ну, и есть еще Виртуальная студия, у которой есть староста – челябинский поэт Андрей Черкасов – и шестеро экспертов, включая опять меня.

Допустим, на litkarta.ru читатель оказался в первый раз. На что вы ему посоветуете обратить внимание? Как наиболее эффективно работать с litkarta.ru?

Дело в том, что сайт, в принципе, не предназначен для того, чтобы просто по нему бродить: по идее пользователь должен приходить к нам за более или менее конкретной информацией. Скажем, за сведениями об определенном авторе: где этот автор публикуется, что говорит о себе, что пишут о нем критики, как он сам читает свои сочинения, и т. д., и т. п. Или, к примеру, какие живут интересные авторы в Воронеже или в Барселоне... Мы не боимся отпускать посетителя со своего ресурса: у нас везде внешние ссылки, наша роль подсобная. Но мы надеемся, что за новой справкой-рекомендацией читатель к нам вернется.

Каким образом и на каких условиях формируется база литераторов на litkarta.ru?

Основа базы данных была сформирована с самого начала: из авторов наиболее важных книжных серий последнего времени, лауреатов и шорт-листеров основных литературных премий, с использованием списков нескольких сетевых ресурсов (в частности, нашей же фотогалереи gallery.vavilon.ru, потому что хотелось, чтобы с самого начала большинство страниц были с лицами авторов).

Пополнение картотеки связано, прежде всего, с новыми или сравнительно новыми именами, которые до этого не попадали в фокус внимания писательского сообщества: вышла новая книжка – и автора заметили, появился новый премиальный шорт-лист – и там есть какое-то неожиданное имя... Происходит, конечно, и точечное заполнение наших собственных пробелов и проколов (это зачастую, напротив, авторы старшего поколения, уже не участвующие в текущей литературной жизни, но своими текстами – вполне актуальные).

Мы не работаем с "самотеком", так что неведомые люди, постоянно присылающие письма на тему "я тоже писатель", ответа не получают: картотека – для тех, кто состоялся и признан. Но бывает и так, что вполне взаправдашние писатели интересуются у нас, почему на сайте нет их страницы, и мы с благодарностью за напоминание восполняем этот недочет. Однажды был и обратный случай: некий литератор долго бомбардировал нас письмами с требованиями убрать его страницу из картотеки, потому что ему не нравятся его соседи, да и сами хозяева сайта; эти требования не были удовлетворены, потому что мы не занимаемся обслуживанием авторских самолюбий: для пользователя нашего сайта может быть нужна и полезна информация и об этом авторе, не взирая на его тяжелый нрав.

А вот в Виртуальную студию сайта, безусловно, могут обращаться все желающие молодые авторы – тут наши эксперты оценивают только предложенные тексты, никакое предварительное признание не требуется.

Каким образом расширяется география litkarta.ru?

По мере возможности. Некоторое время мы регулярно получали письма из Петропавловска-Камчатского с вопросом, отчего мы так не любим Камчатку. Писали их какие-то, видимо, местные литературные светила – увы, совершенно неразличимые на общероссийском горизонте. А потом молодой автор из Петропавловска стал лауреатом премии "Дебют" – и мы с удовольствием добавили на нашу карту еще одну точку... Увы, заметные авторы распределены по миру неравномерно: в русских авторах нет недостатка в Праге, но нечего нанести на карту ни в Вене, ни в Будапеште, стабильно функционируют саратовский и самарский разделы нашего сайта, но практически пустуют волгоградский и ульяновский... Я не знаю, почему это так, – но, во всяком случае, не потому, что одни города мы любим больше, чем другие.

Каким образом litkarta.ru пополняется информацией (картотека, медиатека, фоторепортажи)? Откуда берется информация? Какие темы и события вы освещаете, а какие – нет?

Я, в целом, уже ответил: с одной стороны – информационные поводы, требующие от нас немедленной реакции (добавить нового автора, указать его новые книги, разыскать его для аудиозаписи...), с другой – частная инициатива тех, кому наш сайт интересен и кто, как и мы, хочет, чтобы он пополнялся.

Что касается собственно новостных разделов (в частности, отчетов и фотоотчетов о литературных фестивалях, вечерах и т.п.), то, по большому счету, эти разделы сделаны навырост, с расчетом на то неопределенное будущее, когда появится возможность заниматься этим систематически. Пока обязательно в этих разделах лишь самое-самое существенное (скажем, десяток основных ежегодных российских фестивалей поэзии).

Остальное – по мере возможности. При том, что общий принцип достаточно широкий: все, в чем активно задействованы включенные в нашу картотеку авторы, должно, в принципе, попадать в поле нашего зрения и становиться достоянием нашего читателя.

Сталкивается ли litkarta.ru с фактами воровства вашего контента?

Опыт показывает, что воруют, в основном, фотографии писателей. И на другие сайты, и в бумажные издания. Я как бы могу понять: дали писателю премию, вышла у него новая книга – отписаться газете надо, картинка какая-то нужна, фотокора ради этого посылать неизвестно куда – сложно и долго, а тут гуглем элементарно находится нужное изображение... Но разрешения-то отчего ж не спросить? Мы почти никогда не отказываем – но, по крайней мере, контролируем корректность подписи под снимком.

Можете ли вы, отталкиваясь от имеющейся у вас статистики, определить, какие темы и вопросы на litkarta.ru привлекают наибольшее число посетителей?

У нас же не по темам сайт структурирован, так что для ответа на подобный вопрос нужен долгий и сложный анализ.

А из очевидного – московский и петербургский раздел посещаются лучше, потому что в них сосредоточены наиболее известные авторы. Достаточно много народу читает ту самую сетевую версию журнала "Воздух", с которой все началось, – и мы подумываем о том, чтобы каким-то еще изданиям предоставить таким же образом крышу над головой.

Приятная неожиданность – хорошая посещаемость Виртуальной студии: в нее заходят, как видно из статистики, не только и не столько ее участники, сколько просто посетители, интересующиеся, надо полагать, и творчеством отобранных нами дебютантов, и, не в последнюю очередь, краткими рецензиями экспертов на тексты из "самотека". Это очень хорошо, потому что рецензии эти и пишутся таким образом, чтобы быть полезными не только рецензируемому автору, но и вообще всем начинающим.

Каким образом в настоящее время раскручивается и рекламируется сайт litkarta.ru?

Да нет, мы не предпринимаем для этого никаких специальных усилий. Думаю, что главная сила, рекламирующая наш сайт, – включенные в картотеку авторы, которым приятно, что информация о них собрана в одном месте (все-таки на свой персональный сайт пока раскачались довольно немногие). Например, на наши страницы охотно ссылаются самые разные авторы в своих блогах.

Какова в настоящее время посещаемость litkarta.ru?

Мы имеем 1200-1500 посетителей в день. Существенно, что среднее количество просмотров на одного посетителя за последние полгода – более 3 страниц.

Можете ли вы составить портрет аудитории litkarta.ru?

Специального анкетирования посетителей и заказных исследований мы не проводили, равно как и специальных мероприятий по регулированию состава посетителей, поэтому наш посетитель – это усредненный пользователь российского сегмента интернета.

Сайт посещают пользователи из 110 стран мира, порядка 2500 городов (из них российских – 10%). Из россиян – 45% москвичи, 15% петербуржцы, далее, понятно, региональные столицы: Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Челябинск, Самара, Красноярск, Казань (что во всех случаях, кроме, пожалуй, последнего, соответствует и выделяющемуся на общероссийском фоне положению дел с литературой: проще говоря, если в городе есть заметные авторы и какая-то литературная жизнь, то есть и аудитория, ищущая информацию о современной литературе в интернете). По миру: 72% - Россия, 8% - Украина, далее – США, Германия, Казахстан, Израиль, Беларусь, страны Балтии. И здесь то же самое: это страны, где не только много русских читателей, но и русские писатели высшего уровня. Что до прочих свойств нашей аудитории, то некий намек на них можно можно увидеть в том, что пользователей Internet Explorer среди них меньше 50%.

Можно ли говорить, что на litkarta.ru сформировано сильное и активное литературное сообщество?

Так вопрос не стоит. Мы в принципе не собирались никак вступать на поле социальных сетей: коммуникативные задачи плохо уживаются с информативными.

Как хорошо у litkarta.ru налажен контакт с игроками книжного рынка? Есть ли тут какие-то резервы для улучшения сотрудничества?

Думаю, что резервы есть. И мы рассчитываем, что в перспективе, скажем, издательства, выпускающие ту литературу, с которой мы работаем, будут яснее понимать, что в их интересах оперативно информировать нас о своих новинках, а не дожидаться, пока мы получим эту информацию из газетно-журнальных рецензий, которые у нас далеко не всегда оперативны, а во многих случаях просто отсутствуют.

При том, что "рынок" тут, конечно, довольно условный: серьезная современная литература дает сегодня скорее символические прибыли, если дает вообще. Но это ведь не значит, что издатель не заинтересован в том, чтобы донести до своего читателя свои новости.

Участвует ли litkarta.ru в каких-то отраслевых оффлайн-мероприятиях (семинары, конференции, выставки)?

Да, это важный для нас сюжет: мы выступаем чем-то вроде информационных спонсоров для различных (по большей части нестоличных) литературных фестивалей, семинаров и т. п. – и, естественно, стараемся не только поддержать эти мероприятия подробным рассказом о них до и после, но и рассказать о нашей работе их участникам и слушателям. И неслучайно, например, отчетная пресс-конференция по итогам первого года нашей работы прошла в Красноярске в рамках Второй Красноярской ярмарки книжной культуры.

Каковы отзывы читателей litkarta.ru о проекте? Есть ли какие-то моменты, которые им не нравятся? Влияют ли посетители своими пожеланиями на развитие litkarta.ru?

Я не любитель фетишизировать фидбэк. Мы отказались от книги отзывов, форума и тому подобных элементов структуры сайта, потому что опыт даже самых "высоколобых" ресурсов показывает, что побеждает в конечном итоге флейм. А форма для обратной связи на сайте есть – и за указания на какие-то недочеты нашей информации мы всегда благодарны.

Что до оценки, то ее надо искать в другом. Скажем, в Википедии сейчас порядка полутора сотен статей о писателях ссылаются на наш проект и, тем самым, построены в той или иной мере на наших данных. Значит, в глазах самых разных людей, которые самопроизвольно эти ссылки туда вносят, мы – важный и заслуживающий доверия источник.

Можно ли говорить, что litkarta.ru – прибыльный проект?

Если Вы имеете в виду зарабатывание сайтом денег, то речи об этом не идет. Никаких коммерческих задач мы перед собой не ставим – только содержательные.

Можно ли узнать еще немного о ближайших планах litkarta.ru? Куда движется проект? Каким вы видите litkarta.ru через 2-3 года?

Нам еще работать и работать над тем, чтобы, повторяю, костяк нашего сайта везде оброс информационной плотью. Чтобы на каждой авторской странице был полный набор сведений (это, правда, не только от нас зависит: иной раз, например, выясняется, что о вполне известном и нормально печатающемся авторе развернутых и внятных отзывов критики просто нет – и соответствующий раздел на его странице так и остается пустовать...). Чтобы как можно больше авторов можно было послушать в аудиоформате... В Виртуальной студии у нас придуман очень важный и полезный, на мой взгляд, формат: презентационная страница современного автора, специально предназначенная для неопытного читателя или начинающего автора, с краткими пояснениями экспертов (чем этот автор интересен) и специально подобранными образцами творчества, – пока мы едва-едва начали эту рубрику вести, а хотелось бы как минимум сотню авторов в ней разместить... "На вырост" у нас в каждом региональном разделе оставлено место для миниантологии "Этот регион в стихах и прозе" – это уже шаг в сторону от нашего изначального информационно-рекомендательного профиля, и, возможно, такие шаги в сторону будут делаться и дальше.
Интервью с сайтами

Готовятся к публикации

Задайте свой вопрос!
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Конкурсы в рунете

Опрос
Новости какой рубрики вам наиболее интересны?